Это интересно

RuCaptcha - первая русскоязычная распозновалка капч

Раскрутить

Раскрутка групп ВКонтакте, накрутка лайков, репостов, друзей

На правах рекламы

Заказать лайки

Реклама

Автор: Администрация сайта D-moll.ru
Дата: 2017-06-24 01:23:32

Steinberg Virtual Guitarist

Программы для создания партий ритм-гитары.

В наш технократический век все больше и больше рабочих задач человек отдает на выполнение созданным им машинам. Задачи эти могут быть самые разные — от однообразных операций по обтачиванию какой-нибудь заготовки до автоматического проектирования систем управления сложными процессами. Творческие области человеческой деятельности также все более и более механизируются — пишущая машинка пришла на смену гусиному перу писателя, художник освободил свои плечи от тяжести кистей, мольберта и красок, а композитор получил возможность самостоятельно создавать звучащие оркестровые партии. Само собой, именно компьютеры (или устройства, имеющие общую с ними структуру) стали "станками" современных работников науки и искусства. Но при огромном количестве функций текстовых процессоров, звуковых и графических редакторов и т. д., творческая роль в работе все равно принадлежит человеку, а программы являются лишь инструментами, позволяющими автоматизировать рутину процесса.

Еще до широкого распространения персональных компьютеров, увеличения их вычислительной мощи и появления современных виртуальных студий, разработчиками музыкальных инструментов предпринимались попытки облегчения жизни музыканта или аранжировщика. Вспомните "самоиграйки" — синтезаторы с функциями автоаккомпанемента, при помощи которых исполнитель, даже имея представление о теории музыки в рамках трех аккордов, мог довольно успешно заменять собой целый оркестр из четырех-пяти, а иногда и больше инструментов. Если же вспомнить, сколько "звезд" нашей эстрады зарабатывало на жизнь с помощью знаменитых "самоиграек" фирмы Yamaha, становится понятно, что практическая востребованность инструментов с автоаккомпанементом значительно перевесила их музыкальные возможности.

Технически функция "самоиграйки" работала весьма просто. Несколько музыкальных тактов данных (ну, коротенькая аранжировка определенного стиля) образовывали "паттерн" — специальный шаблон, который проигрывался по кругу и, в зависимости от нажатых на клавиатуре аккордов, соответствующим образом транспонировался. В библиотеке инструмента были собраны стили на все случаи жизни — тут тебе и блюзы, и рок-н-роллы, и марши, и польки-бабочки. Для большего разнообразия каждый стиль имел несколько вариантов паттернов: например, вступление, две-три вариации основного звучания и коду. Исполнителю оставалось переключать паттерны, нажимать левой рукой аккорды и (если умения хватало) наигрывать правой мелодическую линию.

Само собой, инструменты совершенствовались. В "самоиграйках" появилась возможность создавать свои стили, серьезные синтезаторы получили встроенный секвенсор, часто даже с более совершенными функциями автоаккомпанемента. Про различные арпеджиаторы, квантайзы и "гуманизаторы" я даже не говорю. Появилась возможность более качественно делать не только аккомпанемент, но и партию целиком. С развитием возможностей персональных компьютеров и увеличением количества музыкантов, их использующих, возможности редактирования и интеллектуальной обработки данных возросли на порядок. Такие программы-автоаранжировщики, как Band In Box или WinJammer, стали виртуальными преемниками незабвенных PSR и PSS, позволяя работать на гораздо более высоком уровне.

Тем не менее, надо понимать, что "самоиграйка", даже самая лучшая, — это лишь компромисс между звучанием и скоростью работы, так как передать наиболее тонкие нюансы живого исполнения большинства музыкальных инструментов при помощи MIDI-данных физически невозможно. Конечно, если воткнуть трек фортепиано в семплер с многомегабайтной программой или вообще в акустический инструмент с MIDI-управлением, — результат будет соответствующий. А если взять, допустим, гитару? При всей внешней простоте, этот инструмент необычайно сложен в моделировании, так как на характер его звучания влияет очень большое количество разных приемов игры, аппликатурных позиций, манеры исполнителя и т. д., и т. п. Не случайно семплированную гитару очень трудно выдать за живую. И даже если вы достигли некоторого правдоподобия при имитации, например, медленного гитарного перебора, то стоит попробовать исполнить какую-нибудь другую фигуру (хотя бы самый банальный аккордовый "чес" вверх и вниз), как синтетическая сущность опять вылезет наружу. В результате, из-за фортепианного, по сути, управления, партия гитары больше всего напоминает какой-то зудящий клавесинообразный инструмент. Даже при небольшом транспонировании (четыре-пять полутонов) гитарные семплы приобретают очень заметный "пластмассовый" привкус. Это наблюдается и при семплировании других струнных инструментов. Получается, что для нормального звучания придется записывать новый семпл чуть ли не на каждую отдельную клавишу! И это все ради одного единственного приема исполнения! Гораздо результативнее семплировать не отдельные ноты, а целые фразы, однако проблема транспонирования никуда не денется. Плюс ко всему, такая семплерная программа будет работать лишь в том темпе, в котором ее записали. Да и, бывает, нет в многочисленных библиотеках гитарных семплов именно такого, который нужен в данный момент. Кроме того, работая подобным образом, композитор или аранжировщик должен хорошо представлять себе особенности живого инструмента, и для создания гитарных партий, действительно похожих на настоящие, погружаться в процесс с головой и тратить большое количество времени

. Вот и получается, что проще пригласить живого гитариста.

До самого недавнего времени аранжировщики не имели специального инструмента для быстрого создания качественных гитарных партий. Это тем более обидно, что гитаре в современной музыке отводится далеко не самое последнее место и часто именно она определяет характер всей аранжировки. Но, как известно, спрос рождает предложение, а человеческая мысль не стоит на месте. В апреле прошлого года компания Steinberg представила на рынок совместное детище своих разработчиков и их коллег из фирмы Wizoo — виртуальный VST-инструмент Virtual Guitarist.

Сюда картинка

Через несколько месяцев последовал выпуск еще одного инструмента — Virtual Guitarist Electric Edition. Оба "Гитариста" сразу же стали пользоваться популярностью среди музыкантов и аранжировщиков. Давайте посмотрим, что же такого революционного они принесли в область моделирования гитарных партий.

Принцип действия 
Первое впечатление инструменты производят совершенно ошеломляющее — звучит самая что ни на есть настоящая, живая гитара. Причем полностью оправдывается данное с некоторой претензией название — это не просто программа по моделированию звучания гитары, которой нужно еще долго учиться управлять, а действительно виртуальный гитарист, самостоятельно справляющийся с возложенными на него обязанностями. От вас требуется лишь выбрать "исполнителя", указать ему гармонию — и все, он начинает играть. Его можно подправить, подкорректировать, как и живого музыканта, — мол, тут смени ритм, а здесь сделай акцент, но выполнять все это он будет сам. Чтобы избежать некоторого недопонимания в дальнейшем, скажу сразу — Virtual Guitarist не играет сольных партий, его амплуа исключительно аккомпанемент. Более точно инструмент следовало бы назвать "виртуальным ритм-гитаристом".

Что же такое Virtual Guitarist? Инструмент представляет собой комбинацию семплера (вернее, семпл-плеера) и достаточно хитроумного алгоритма автоаккомпанемента. Разработчики решили проблему, что называется, в лоб. Любой звук, издаваемый программой Virtual Guitarist, будь то аккорд, нота, скрип пальцев по струнам и т. п., ни в коей мере не является результатом какого-либо синтеза звука, а записан вживую. Проблему с транспонированием решили очень просто — записали все возможные варианты, и она отпала за ненадобностью. То есть, например, аккорд Dm7 — это честно записанный Dm7, а не Cm7, повышенный на два полутона изменением питча. Точно так же разобрались и со штрихами — зачем что-то конструировать, когда можно просто взять и записать. Да и аккорды не собирались из отдельных нот, как в семплерных программах. Подход был совсем другой.

Оригинальный Virtual Guitarist состоит, по сути, из двух отдельных VSTi-инструментов: Virtual Acoustic Guitar и Virtual Electric Guitar. Как и следует из названий, первый из них предназначен для создания партий акустической гитары, а второй — электрической. Всего доступны двадцать семь "исполнителей" (из них четырнадцать "акустических" и тринадцать "электрогитаристов"), которые играют разными моделями гитар и в разных музыкальных стилях. Представлены и испанская гитара, и двенадцатиструнка, и кантри, и фолк, и блюз, и разные роки, и хеви-металы. На каждый стиль (для каждого "исполнителя") предусмотрено по восемь вариантов ритмических паттернов, называемых "партиями" — Parts. Кроме того, любой паттерн имеет дополнительный вариант звучания — Fill (обычно отличается от основного большим ритмическим наполнением).

Пользователь может управлять целой серией параметров исполнения — прямо в процессе игры, помимо переключения паттернов, допускается изменять степень "свингования", акцентировать или синкопировать ритм рисунков, "оживлять" партию как по временной точности взятия нот, так и по динамике, брать длинные аккорды и т. п. Большинство этих опций привязано к сигналам MIDI-контроллеров, так что можно отдавать команды виртуальному музыканту прямо с клавиатуры или из системы автоматизации секвенсора. Представлены и некоторые эффекты — расширитель стереобазы, дабл-трекер, частотная коррекция, а для электрогитары еще и переключатель звукоснимателей. Инструмент написан под обе платформы, PC и Mac, и будет работать под любой хост-программой, поддерживающей протокол VST 2.0. В одной из статей о программе Virtual Guitarist я встретил странное утверждение, что якобы сами разработчики рекомендовали в качестве оптимального секвенсора с точки зрения надежности и производительности продукт конкурентов Steinberg — Emagic Logic Audio. Меня это позабавило, так как Sven Bornemark прямо говорил, что в обоих инструментах они немного "расширили границы" VST-протокола, в связи с чем именно хост-программы Steinberg наиболее предпочтительны для использования. Virtual Guitarist с Emagic Logic работает нормально, однако наблюдаются и некоторые, достаточно существенные, нестыковки (об этом далее). В качестве самого дешевого секвенсора он рекомендовал Cubasis VST 4.0, который, кстати, в числе прочих, поставляемых в комплекте виртуальных инструментов, предлагает модуль Easy Guitar — упрощенную версию Virtual Guitarist.

Дистрибутив Virtual Guitarist занимает целых три CD-диска. Минимальные системные требования для Windows таковы: процессор Pentium II или AMD 400 МГц, 256 Мб RAM (рекомендовано 512 Мб), не менее 1,6 Гб дискового пространства под библиотеки семплов "исполнителей", MME-совместимая звуковая плата (рекомендуется ASIO-совместимая), операционная система Windows 98/Me/2000/XP. Для MacOS системные требования отличаются процессором (PowerMac G3 500 МГц, частота шины 100 МГц) и операционной системой (MacOS 9.х). Реально, конечно, лучше иметь компьютер помощнее, так как вы наверняка собираетесь использовать в работе не только Virtual Guitarist, но и другие инструменты и эффекты. Особенно серьезно отнеситесь к ресурсам RAM. Если вы широко используете в работе подключаемые модули эффектов реального времени (VST, DirectX, штатные обработки секвенсора), я бы назвал рекомендуемый объем в 512 Мб стартовым минимумом, так как несколько навороченных "исполнителей", загруженных одновременно, могут спокойно "съесть" всю память, и на эффекты ничего не останется.

Virtual Guitarist Electric Edition стал продолжением оригинальной программы. Он является самостоятельным инструментом (не надо думать, что это какой-нибудь апдейт или пакет дополнительных стилей).

В нем представлены только электрические "исполнители", партии которых записал известный гитарист Thomas Blug. Инструмент позволяет создавать треки ритм-гитары в 29 различных стилях — от ранних пятидесятых до наших дней. Представлены самые разные жанры: фанк, соул, блюз, буги, рок-н-ролл, хард-рок, хеви-метал и многие другие. Кроме того, в комплекте идет программный процессор эффектов, выполненный в виде чемоданчика с примочками, который работает не только с Virtual Guitarist, но и с любым аудиосеквенсором как самостоятельный подключаемый модуль формата VST. Интерфейс инструмента фактически не изменился — если вы работали с оригинальным Virtual Guitarist, то без проблем справитесь и с его электрическим собратом (о появившихся новых возможностях я расскажу по ходу статьи).

Virtual Guitarist Electric Edition также поставляется на трех дисках и имеет идентичные системные требования.

Немного забегая вперед, скажу, что лучше всего будет приобрести обоих "Гитаристов" — хоть в Electric Edition электрогитары звучат и посолиднее, акустические гитары присутствуют только в оригинальном Virtual Guitarist. Да и стили электрогитар у инструментов не повторяются. Кроме того, имея обе версии, вы получаете возможность обрабатывать процессором гитарных эффектов из Electric Edition партии первого "Гитариста".

Инсталляция 
Инсталляция инструментов проходит обычно, разве что приходится долго ждать, пока на диск будут скопированы все семплы. Задаются лишь два существенных вопроса: куда устанавливать сам инструмент и куда распаковывать библиотеки семплов (можно свалить все в одну папку VST Plugins или же поместить аудиоконтент на любой жесткий диск компьютера — рис. 8). Я думаю, не стоит напоминать, что любые (случайные или намеренные) изменения в структуре, названиях, местоположении и т. п. библиотек семплов могут привести к нарушению работы Virtual Guitarist вплоть до полного отказа. В остальном, никаких сюрпризов, связанных с запуском инструмента, ожидать не приходится.

 

 

Некоторых пояснений требует лишь инсталляция маковских версий инструментов, если по каким-то причинам вы еще пользуетесь старой операционной системой MacOS 9x. Дело в том, что в этом случае требования к оперативной памяти будут несколько выше. Одна из причин, по которой Virtual Guitarist весьма экономно расходует ресурсы процессора, заключается в воспроизведении семплов напрямую из RAM. Однако поскольку классическая MacOS не имеет защищенного режима работы с памятью (то есть такого режима, при котором каждое приложение адресуется лишь к своему собственному куску "оперативки" и не покушается на память, занятую другими программами и самой операционкой), для использования Virtual Guitarist на MacOS 9x требуется принять некоторые меры предосторожности, особенно если ресурсы RAM меньше рекомендуемых системных требований инструмента.

Прежде чем работать с Virtual Guitarist, убедитесь, что для его хост-программы (секвенсора, в котором вы собираетесь использовать инструмент) отведено достаточно оперативной памяти. Для этого выделите хост-программу и воспользуйтесь командой Get Info. Задайте для программы максимально возможный объем оперативной памяти Preferred Size, оставив небольшой запас для самой операционки (где-нибудь в районе 30 Мб сверх ее обычных потребностей). Чтобы посмотреть запросы операционной системы, выберите опцию About this Mac в меню Apple Menu. Если вы не можете позволить себе роскошь отдать всю память секвенсору с Virtual Guitarist (например, одновременно работаете с несколькими программами), можно примерно подсчитать общее количество отжираемой ими оперативки — оно будет равняться запросам хост-программы плюс сумме всех загруженных "исполнителей" в разных ипостасях инструмента. Исходя из полученных цифр, можно соответствующим образом администрировать ресурсы памяти компьютера.

Если во время работы вы нечаянно назначили слишком много модулей Virtual Guitarist, библиотеки "исполнителей" которых занимают объем RAM больший, чем отведено под нужды хост-программы, лишние "исполнители" загружены в память не будут. При этом может "поплыть" картинка панелей управления Virtual Guitarist и даже самого секвенсора. Лучшим решением в такой ситуации будет поскорее сохранить аранжировку, закрыть секвенсор и увеличить объем предоставляемой ему памяти. В случае отсутствия свободных ресурсов RAM придется вам поумерить свои аппетиты и убрать один или несколько модулей инструмента.

Пользователям маковской версии Virtual Guitarist будет наверняка приятно узнать, что основную версию инструмента (не только Electric Edition) теперь можно использовать и под операционной системой MacOS X 10.2, которая, помимо прочих наворотов, работает с памятью в защищенном режиме. Для этого нужно скачать с сайта Steinberg специальный патч.

 

 

А вот с двухпроцессорными маками Virtual Guitarist пока "не дружит". Единственный способ заставить его работать, скажем, на G4 Dual Processor, это отключить в хост-программе (например, Digital Performer) использование второго процессора. Слышал еще такой совет из серии "очумелые ручки" — если под операционкой MacOS 9x из папки Extensions вручную удалить соответствующие драйверы Apple ("снести" (hard drive) system folder extensions multiprocessing apple cpu plugins), то компьютер также не будет задействовать второй процессор. Самому проверить "рецепт" не получилось (за неимением двухпроцессорного мака).

Если вы собираетесь работать с Virtual Guitarist на секвенсоре Emagic Logic, есть большая вероятность следующего бага. Выяснилось, что хоть инструмент и виден программой после инсталляции, в большинстве случаев он почему-то не находит все 1,6 гигабайт распакованных на жесткий диск семплов, и вы не можете загрузить ни одного "исполнителя" (появляется сообщение типа No Audio Content Found). Это наблюдалось для маковской версии оригинального Virtual Guitarist и варианта Electric Edition на обеих платформах, PC и Mac, и не только с пятым Logic, но и с Cakewalk Sonar. Само собой, проблема была моментально исправлена, и сейчас можно скачать с сайта Steinberg соответствующий патч (для любой из платформ и версий инструмента), автоматически прописывающий в "недра" операционки путь к семплам, или инструкцию, как это сделать вручную.

Завершая этот раздел, я хотел бы коснуться вопроса поддержки инструментов разработчиками. Почитать описания инструментов, посмотреть скриншоты, скачать демонстрационные ролики и даже купить в режиме онлайн можно как на сайте Steinberg, так и на сайте Wizoo. Там же выложены для свободного скачивания все доступные патчи и обновления. Однако гораздо больше полезной информации об обоих "Гитаристах" можно получить на специальном сайте программ Virtual Guitarist (www.bornemark.se/vg/). Там находятся самые свежие новости, ссылки на вышедшие "заплатки", советы, FAQ, а самое главное — интереснейший форум, который администрирует сам "главный конструктор" инструментов Sven Bornemark. На этом форуме можно получить ответы на интересующие вопросы как от него лично (Sven очень охотно делится своими знаниями и опытом), так и от многочисленных пользователей Virtual Guitarist со всего мира. Работая над статьей, я немало оттуда почерпнул, за что им большое спасибо. Отдельный раздел форума посвящен новому продукту Steinberg — Groove Agent (продолжатель идеи Virtual Guitarist, только для барабанов; его создателем опять-таки выступил Sven Bornemark). Хочу только предупредить, что с пользователями пиратских версий продуктов (а это выясняется очень быстро) никто особо церемониться там не будет.

Ну, с инсталляцией, патчами и поддержкой вроде как разобрались, так что давайте перейдем к рассмотрению непосредственно инструментов.

В работе 
Назначение на дорожку проекта любого из "Гитаристов", — Virtual Acoustic, Virtual Electric или Electric Edition, — полностью аналогично активизации любых других VSTi-инструментов. Требуется создать MIDI-трек или специальный трек (в зависимости от используемого секвенсора), в разрыв или на выход которого включается требуемый модуль.

При работе с Virtual Guitarist Electric Edition процессор эффектов отдельно назначать не требуется, хоть он и стоит следующим в списке доступных модулей, так как процессор уже интегрирован в инструмент. Зато если есть желание воспользоваться этим процессором для обработки аудиотреков или "повесить" его на других "Гитаристов" (Virtual Acoustic и Virtual Electric), вы включаете его в соответствующий разрыв, как самый обычный VST-модуль эффектов.

Поскольку Virtual Guitarist имеет MIDI-управление, для него, как и для любого синтезатора, требуется указать номер MIDI-канала. Тут надо сказать пару слов. На пятнадцати первых MIDI-каналах "Гитаристы" работают в штатном режиме, а шестнадцатый MIDI-канал предназначен для особого режима ручного управления инструментом (подробнее об этом далее, в специальном разделе).

Отличительной чертой программы Virtual Guitarist является практически полное отсутствие задержки (latency). Это объясняется тем, что, в отличие от программных синтезаторов, алгоритмы которых могут существенно загружать процессор из-за обилия математических операций пересчета при звукообразовании, программное ядро Virtual Guitarist просто управляет порядком воспроизведения семплов, загруженных в оперативную память. Тем не менее, при наличии в системе дешевой или устаревшей звуковой платы (или MIDI-интерфейса) вы можете столкнуться с весьма высокими показателями задержки при управлении инструментом в реальном времени с MIDI-клавиатуры. На воспроизведение уже записанного трека это не влияет, но с живой игрой дело обстоит иначе. Проблема решается покупкой современной платы с быстрыми ASIO-драйверами. Sven Bornemark рассказывал, что пробовал играть на Virtual Guitarist в проекте с полным набором заранее записанных аудио- и MIDI-треков на своем старом компьютере — Pentium III 450 МГц и 256 Mб оперативки, но через быстрый MIDI-интерфейс. Никаких проблем не наблюдалось.

Окна управления "Гитаристами" принципиальных отличий не имеют

Разница заключается лишь в цветовой гамме и некоторых специфических органах управления. Дизайн инструментов соответствует их названию — почти все окно занимает "гитарная дека", вокруг розетки которой рассредоточены разнообразные ручки и переключатели. Розетка представляет собой монитор, показывающий изображение модели гитары, используемой "исполнителем" (то есть настоящей гитары, при помощи которой и записывался данный стиль). А во время загрузки семплов "исполнителя" в память компьютера монитор отображает ход процесса, демонстрируя постепенно наполняющийся гитарный силуэт

В верхней части деки "Гитариста" расположены два (а в версии Electric Edition — три) джековых гнезда, в одно из которых вставлен джек. Таким оригинальным способом разработчики реализовали переключение между окнами программы (чтобы перейти в другое окно, просто кликните по нужному штекеру): джек с надписью Play соответствует основной панели управления, а штекер Setup переключает на окно настроек. У "Гитариста" квалификации Electric Edition джек с маркировкой FX открывает чемоданчик примочек процессора эффектов.

В левом углу окна Play расположено окошко, в котором отображается название текущего паттерна — одной из восьми возможных вариаций ритмического рисунка "исполнителя". Рядом находятся две клавиши-стрелки — кликая по ним, можно переключать паттерны мышью. Справа над декой размещается монитор анализатора аккордов — он показывает, как виртуальный музыкант "понял" аккорд, взятый на MIDI-клавиатуре или записанный в треке.

В зависимости от используемого секвенсора, меню выбора "исполнителя" может быть расположено в разных частях окна управления инструментом. Так, например, в Cubase SX оно находится вверху , а в Emagic Logic Audio — наоборот, внизу

Чтобы Virtual Guitarist обрел, наконец, способность играть, необходимо загрузить одного из "исполнителей" (просто выберите нужного из списка , так как по умолчанию инструмент загружается в "пустом" режиме (nothing loaded).

Со временем вы будете знать наизусть особенности каждого стиля, а для начального ознакомления загляните на первый диск дистрибутива (как оригинального "Гитариста", так и Electric Edition) в папку Prelisten — там находятся короткие примеры звучания "исполнителей", удобно собранные в один файл формата HTML (Index.html).

Назначенный на дорожку Virtual Guitarist с указанным номером MIDI-канала и загруженным "исполнителем" полностью готов к работе — достаточно коснуться клавиш, и он заиграет. Как и в любой "самоиграйке", паттерн стиля начнет воспроизводиться по кругу, изменяя свой гармонический состав в зависимости от взятых вами аккордов. Вот только звучание гитары будет абсолютно натуральным.

Virtual Guitarist автоматически подстраивает темп игры "исполнителя" к основному темпу аранжировки, то есть установкам темпа секвенсора. Если в вашей композиции предусмотрена смена темпа или плавное его изменение (ускорение или замедление), не беспокойтесь — инструмент все это поддерживает. Единственное ограничение, накладываемое на темп (это даже не ограничение, а, скорее, рекомендация), касается его минимального значения. Разработчики не гарантируют естественного звучания инструмента при значениях темпа меньше семидесяти ударов в минуту (bmp). Если же выкрутить ручку свингования Shuffle в максимум (то есть в положение "66.7%"), нижняя граница темпа возрастает до восьмидесяти пяти ударов в минуту. Что же касается максимального значения темпа, то оно ограничивается лишь возможностями секвенсора. Потянет 250 bmp — Virtual Guitarist не отстанет, держит 300 bmp и больше — инструмент будет послушно тренькать со скоростью отбойного молотка безо всяких проблем. Лично у меня оба виртуальных гитариста (как оригинальный, так и Electric Edition) нормально работали во всем диапазоне значений темпа: хоть тридцать bmp, хоть триста. Слышно, конечно, в крайних положениях, что паттерны задуманы под более человеческое исполнение, но все отыгрывается честно, ровно и без каких-либо артефактов звучания. В тех единичных случаях, когда какие-то артефакты все же прослушиваются, они присутствуют в любых значениях темпа, просто при медленном воспроизведении становятся более заметными (если темп увеличить, видимо, часть срезается огибающими амплитуды семплов). На самом деле, разработчики имеют в виду, что при медленных темпах паттерны как бы распадаются на части — между семплами образуются заметные паузы, но я бы не сказал, что Virtual Guitarist совсем неприменим в этих темпах. Все зависит от ваших задач и требований к звуку. В пользовательском мануале можно ознакомиться с оптимальными значениями темпа для каждого из "исполнителей" в соответствующем списке.

Кроме установок темпа, Virtual Guitarist заимствует у секвенсора и ритмический размер — как и живой музыкант, он не станет играть четыре четверти при размере композиции, например, 3/4. Само собой разумеется, что и смену размера инструмент должен "отрабатывать" правильно. К сожалению, здесь все не так просто. Если ваша композиция не содержит команд смены размера, то Virtual Guitarist честно отыграет любое количество долей в такте — хоть 5/4, хоть 2/4. Однако при работе с аранжировками, содержащими разные размеры, могут начаться чудеса. Пользователи частенько жаловались на самые разные глюки — то "Гитарист" вместо сильной доли начинает играть слабую, то перейдет на новый размер раньше времени, то вообще продолжит исполнение так же, как и начал.

Для распознавания поступающих по рабочему MIDI-каналу аккордов, Virtual Guitarist использует довольно "умный" анализатор. Аккорды можно "нажимать" полностью, а можно использовать так называемый "однопальцевый" метод — One-Finger Notes. Причем, не требуется производить никаких настроек — играйте, как вам удобнее, "Гитарист" сам знает, что ему делать. Начиная разговор об аккордах, давайте сначала посмотрим, какие они в Virtual Guitarist бывают. В четырнадцать известных инструменту аккордов входят мажорное, минорное, увеличенное (+5), уменьшенное (-5) и задержанное (sus4) трезвучия, соответствующие им септаккорды (7 и m7, большие — maj7 и mmaj7, уменьшенный — dim, полууменьшенный — m7-5, задержанный — 7sus4) и аккорды с секстой — 6 и m6.

Кроме того, в вариант Virtual Guitarist Electric Edition по настоятельной просьбе записывавшего стили музыканта был включен показавшийся ему очень важным пятнадцатый аккорд: sus2 (с задержанной секундой — рис. 21). Действительно, он очень интересно звучит, особенно на гитаре. В оригинальной программе Virtual Guitarist аккорд sus2 отсутствует, однако Sven Bornemark, записывая вариации и заполнения для "исполнителя" Ringaracka модуля Virtual Acoustic, ухитрился впихнуть туда отдельные "вкрапления" этого аккорда. Работая с инструментом, вы имеете возможность ограничить загружаемое в оперативную память количество аккордов — выбрать соответствующий набор Chord Set. В главе, описывающей окно настроек Setup, я подробно на этом остановлюсь.

Говоря по правде, упомянутому списку из четырнадцати (пятнадцати) аккордов еще далеко до гармонической палитры хорошего гитариста. К примеру, Virtual Guitarist "не понимает" созвучий с "девятками" или тринадцатыми ступенями (заменяет их на соответствующие септаккорды), не может играть аккордами, в басу которых находится другая нота (например, Dm7/A), понятия не имеет о различных квартаккордах и некоторых других "пауверкордах", так любимых современными гитаристами. Но, как говорится, Рим не сразу строился, и трудно винить разработчиков, которые и так проделали совершенно невообразимую по сложности работу. Ведь, например, чтобы добавить поддержку аккордов с другим басом, придется почти удвоить количество семплированных аккордов! Кроме того, на объеме "исполнителя" в памяти это скажется соответствующим образом.

Кстати, не поддерживая нонаккорды, Virtual Guitarist, тем не менее, предлагает в модуле Virtual Electric "исполнителя", где эти нонаккорды звучат. Если вы перелистаете паттерны стиля Wah-wah, то найдете два рисунка Funk 9th, использующие комбинации мажорных септаккордов и нонаккордов.

Осознав вышесказанное, не надо думать, что каждый "исполнитель" способен играть всеми четырнадцатью (или пятнадцатью) аккордами. Если вы откроете мануал и изучите описание "исполнителей", то заметите, что часть из них "знают" лишь мажорные/минорные трезвучия, некоторые — нейтральные или блюзовые аккорды, а кто-то вообще играет отдельными нотами. Все зависит от исходного музыкального стиля. Не будет же, например, ритм-гитарист "металлической" команды на сильно перегруженном звуке работать полными септаккордами — он обычно играет либо квартами-квинтами, либо берет еще какие-нибудь интервалы или несложные созвучия (пауверкорды). Virtual Guitarist Electric Edition, например, больше половины из своих 29 стилей, то есть все перегруженные гитары, играет нейтральными или блюзовыми аккордами (не беспокойтесь, более 2/3 фанковых и попсовых "исполнителей" пользуются полным набором аккордов). И дело тут не в "твердолобости" такого гитариста или музыкальной примитивности жанра, а в особенности игры на перегруженной гитаре — сложный аккорд в такой ситуации даст "грязь". Поэтому рок-музыканты стараются обходиться каким-нибудь характерным или нейтральным интервалом, играя ритмический "чес" часто вообще на одной ноте. Нейтральный интервал или аккорд сам не определяет характер тональности (мажор или минор) и представляет собой созвучие тоника-квинта или тоника-квинта-октава. Блюзовые аккорды — это те же нейтральные, но с добавлением характерных интервалов, клише и "подъездов" из нот блюзовой пентатоники.

Ладно, вернемся к вопросу, — как брать аккорды для программы Virtual Guitarist. "Однопальцевый" способ достаточно удобен, если партия не слишком наворочена гармонически. Суть его крайне проста. Если нажать какую-либо ноту на MIDI-клавиатуре, Virtual Guitarist играет соответствующий мажорный аккорд (трезвучие). Например, нажав клавишу C, получаем аккорд До мажор. Если, придерживая ноту, дополнительно нажать любую белую клавишу с левой стороны — звучит мажорный септаккорд (в нашем примере — С7). При дополнительно нажатой черной клавише (опять же, с левой стороны) "Гитарист" сыграет минорное трезвучие (Cm). Если же добавить к основной ноте обе клавиши (и черную, и белую) — услышим минорный септаккорд (Cm7). "Однопальцевые" аккорды можно прописывать и в трек пошагово, помните только, что дополнительные ноты надо брать с небольшой задержкой после тоники (а то они сами рискуют быть распознанными в качестве тоники).

Увы, для остальных аккордов этот номер не пройдет — их придется брать полностью. Более того, сразу приучайтесь к тому, что тоника аккорда должна быть самой нижней взятой вами нотой. Почему? Дело в том, что многие аккорды имеют идентичный нотный состав (если смотреть на ноты абсолютно, а не в тональности), например: C6 и Am7, C+5 и E+5, Cm7-5 и Ebm6, Cdim и Ebdim... — список можете продолжить сами. Virtual Guitarist не обладает телепатическими способностями, так что не путайте его, если хотите избежать недоразумений. Лучше взять за правило играть тонику нижней нотой и для других аккордов. И не забывайте "нажимать" все четыре клавиши в септаккордах и аккордах с секстой. Пианисты иногда пропускают отдельные ступени аккорда для более чистого звучания (особенно играя в контексте аранжировки, где и так все понятно), а анализатор аккордов Virtual Guitarist может запросто ошибиться и распознать гармонию неправильно (например, если пропустить квинту D в аккорде G7sus4, он будет идентифицирован анализатором как Csus4). В любом случае, монитор Chord Display всегда держит вас в курсе — каким образом "Гитарист" понял ваши аккорды.

Хорошо, а что будет делать "Гитарист", если, читая партитуру, он "напорется" на аккорды более сложной структуры, чем "знает"? Разработчики предусмотрели такие случаи и "обучили" его правильно подставлять аккорды из числа имеющихся в наличии. Поэтому не требуется корректировать сложные партии даже для самых "твердолобых" исполнителей, которые "владеют" лишь парой-тройкой аккордов. Главное, чтобы внизу находилась тоника и не было пропущенных ступеней.

Обычно ритм-гитаристы во время игры остаются в узком аппликатурном диапазоне, а не "елозят" по всему грифу. Кто-то предпочитает в большей мере использовать аккорды с открытыми струнами, кто-то нет. Virtual Guitarist в этом плане поступает аналогично — большинство "исполнителей" берут аккорды в пределах пяти-шести ладов, для управления ими достаточно одной октавы клавиатуры. То есть, если вы попробуете взять аккорд октавой выше, "Гитарист" все равно сыграет его в своей привычной аппликатуре (в его библиотеке содержатся семплы аккордов лишь от 12 тоник — полной октавы). В то же время, отдельные "исполнители" не настолько "ленивы" и могут по вашей просьбе взять дополнительные четыре аккорда (всего в их распоряжении 16 тоник). Это может пригодиться для корректной фразировки в некоторых случаях. Давайте возьмем в качестве примера "исполнителя" Muted Fifth из модуля Virtual Electric (стиль представляет собой разные типы "чеса" по приглушенным квинтам). Самая низкая нота (тоника) у него Е (ну, открытая шестая струна). Если играть хроматическую последовательность "вверх по грифу", то после ноты D# последует не возврат на исходную Е, а продолжится восхождение вплоть до ноты G (15 лад шестой струны). Зачем это нужно? Сыграйте такие последовательности от нижней ноты Е: E — F — F# — G и G — F# — F — E. Звучит хорошо, да? Это хроматические секвенции, их предназначение — играть непрерывную "мелодическую" линию, что они, собственно, и делают. А теперь попробуйте спуститься: F — E — Eb — D в нижнем регистре клавиатуры. Ну и как вам скачок на октаву вверх посередине? Режет уши, не правда ли? Так вот, живой гитарист никогда не сыграет подобным образом. Он сразу возьмет ноту F октавой выше и спустится вниз к D. "Исполнители" с расширенным диапазоном аккордов (например, Boogie и Rolling из модуля Virtual Acoustic, Wah-wah и Rock-n-Roll из Virtual Electric и т. п.) позволяют вам играть аналогичные фразы "по правилам".

Для управления анализатором аккордов программы Virtual Guitarist можно с успехом использовать уже существующие в аранжировке треки пэдов. Достаточно скопировать "колбасу" клипа на новую дорожку, назначить на нее Virtual Guitarist и, включив воспроизведение, подбирать стили. Не забывайте лишь про тоники и ступени. Кроме того, ноты аккордов "подклада" не должны накладываться друг на друга — Virtual Guitarist не сможет отработать смену аккорда. Поэтому не помешает предварительно проверить трек с гармонией на подобные ляпы и, в случае чего, отредактировать его.

Что ж, аккорды брать научились, "Гитарист" начал играть, давайте учиться "дирижировать" его исполнением. Обратите внимание на переключатель Latch в самом верху гитарной деки (она расположена прямо под светодиодом MIDI-монитора, который мигает при любых поступающих MIDI-данных). Latch определяет, как "Гитарист" будет играть: непрерывно или до тех пор, пока вы держите нажатыми клавиши. В положении Latch Off инструмент остановится, стоит вам снять взятый аккорд. Если же включить Latch On, "Гитарист" будет играть безостановочно, после первой же нажатой ноты, вне зависимости от того, продолжаете ли вы ее держать или сразу же отпустили. При поступлении новых нот (аккордов) "Гитарист" меняет тональность и играет дальше, не останавливаясь. Как и когда стоит использовать режим Latch? Очевидно, что если в вашей аранжировке гитара "чешет" непрерывно, удобней будет его включить. И наоборот, играя аккомпанемент с периодическими остановками, выключите Latch.

Педаль сустейна, подключенная к MIDI-клавиатуре, действует по-разному в зависимости от положения кнопки Latch. В режиме Latch On нажатие педали остановит "Гитариста". При положении Latch Off, если нажать педаль после взятия аккорда, Virtual Guitarist будет играть без остановки, пока педаль нажата. Таким образом, остановить или закольцевать воспроизведение паттерна можно в обоих режимах Latch. Однако педаль сустейна нужна не только для этого — используя ее, можно заставить "Гитариста" играть вместо ритмического рисунка длинные аккорды (Long Chords). Нажмите педаль и возьмите аккорд на MIDI-клавиатуре — Virtual Guitarist перестанет "чесать" и тоже возьмет аккорд. Можно взять несколько таких аккордов подряд. "Разбавляя" крутящийся паттерн длинными аккордами, можно здорово оживить партию аккомпанемента. Если требуется "снять" аккорд до момента естественного затухания — отпустите педаль сустейна. В оригинальной программе Virtual Guitarist это сопровождается очень узнаваемым звуком заглушения струн ребром ладони. В программе Electric Edition звук заглушения струн при отпускании педали зачем-то убрали (впрочем, далее я расскажу, как его все-таки сделать). Само собой, при взятии очередного длинного аккорда предыдущий автоматически снимается. Еще длинные аккорды можно активизировать при выключенной функции Latch кратковременным нажатием нот аккорда.

Если вам уж так неймется сыграть аккорд с другой нотой в басу, можно выкрутиться двумя способами. Работая с "исполнителями", рисунки которых начинаются с басовой ноты (например, Traditional или Fingerpicking), попробуйте успеть сыграть сначала альтернативный бас, а сразу после взять сам аккорд. Или же можно басовые ноты перебросить на отдельный MIDI-трек, где извлекать их обычным способом, включив режим Tempo Half (чтобы ноты дольше звучали), или в режиме управления по шестнадцатому MIDI-каналу.

Чтобы "оживить" и разнообразить партию виртуальной гитары, Virtual Guitarist предлагает довольно широкие возможности управления игрой. Про переключение паттернов я уже говорил. Лучше, конечно, это делать не мышью в окне Play, а прямо с MIDI-клавиатуры (или из трека секвенсора). Дело в том, что одну из ее октав можно использовать в качестве управляющего контроллера (Remote Octave) — каждой из двенадцати клавиш будет соответствовать своя функция. Это, во-первых, вызов каждого из восьми паттернов, во-вторых, четыре специальные команды: скрип струн (Fret Noise), звук заглушения струн ладонью (при этом снимаются все звучащие ноты), запуск заполнения (Fill) и дублирование педали сустейна. Подробнее к Remote Octave я еще вернусь, описывая окно настроек Setup. Использовать управляющую октаву удобно не только при живой игре, но и во время пошаговой записи MIDI-трека — все ключевые элементы исполнения можно задать нотами. Мне это показалось гораздо более удобным, чем использование системы автоматизации секвенсора (как и у большинства других VST-инструментов, все параметры программы Virtual Guitarist могут быть автоматизированы.

Окно Setup 
Если мышью кликнуть по экранному джеку с маркировкой Setup, попадаешь в окно настроек программы Virtual Guitarist (рис. 29). Вверху слева кнопками Key Remote Octave можно зарезервировать одну октаву MIDI-клавиатуры для управления некоторыми параметрами инструмента. Для этого доступна одна из трех возможных октав (не считая опции "выключено"). Кнопка С1 обозначает диапазон нот от С до В первой октавы, С4 — четвертой, С5 — пятой. Вот как будут распределяться клавиши Remote Octave. Восемь нот — C, C#, D, D#, E, F, F# и G — соответствуют восьми паттернам текущего "исполнителя". Таким образом, при живой игре одной рукой можно брать аккорды, а другой переключать паттерны. Но это еще не все. Нота G# воспроизводит скрип струн (Fret Noise), а следующая за ней A — звук, возникающий при заглушении струн ребром правой руки (если нажать эту клавишу, все звучащие ноты очень аутентично "прихлопнутся" ладонью "исполнителя"). Ну, и если вас не устраивает, например, колесо модуляции для включения альтернативного паттерна (Fill) или неохота возиться с педалью сустейна — обе функции продублированы нотами A# и B соответственно. Некоторое пояснение по работе педали сустейна в разных версиях "Гитаристов". Как я уже говорил ранее, из Electric Edition убрали звук заглушения струн при отпускании педали (по-моему, совсем напрасно). В оригинальном же "Гитаристе" этот звук не дублирует клавишу A в октаве управления — он более мягкий и тихий. Так что у вас есть выбор характера остановки звучания гитары: можно мягко положить ладонь, а можно "прихлопнуть" посильнее. И то, и другое слушается очень натурально.

Режим управляющей октавы удобно использовать не только при живом исполнении, но и при пошаговом создании партии Virtual Guitarist (например, в клавишном редакторе секвенсора), так как все перечисленные команды можно записать в традиционном нотном изложении в одном треке. За потраченный на "управленческие задачи" клавиатурный диапазон беспокоиться на стоит — достаточно иметь всего пару октав (три, если с запасом) для выбора аккордов. Инструменту ведь все равно, где вы их возьмете. Я думаю, опция выключения Remote Octave предусмотрена разработчиками лишь на тот случай, когда при помощи Virtual Guitarist воспроизводятся треки, ранее записанные совсем для других инструментов. Если в такой партии присутствуют аккорды, взятые в широком расположении, да еще с кучей продублированных через октаву (или октавы) нот, есть вероятность, что они захватят и управляющую область клавиатуры, что может вызвать нежелательные переключения паттернов и т. п.

Расположенная правее группа кнопок Chord Set позволяет определить, какое количество аккордов сможет использовать "исполнитель", то есть его музыкальный интеллект. Поскольку этот интеллект напрямую связан с количеством загружаемых в оперативную память компьютера семплов, на первый план выходят чисто экономические соображения. В самом деле, зачем впихивать в RAM полный набор уменьшенных, полууменьшенных, увеличенных, задержанных и т. п. аккордов, когда планируется партия из основных трезвучий? Оригинальный Virtual Guitarist предлагает три "джентльменских набора" аккордов: XXL, MID и ECO. Первый из них, как это и следует из его названия (eXtra eXtra Large), предлагает полный список из четырнадцати аккордов на каждую ноту, который я уже описывал ранее. Набор MID — это разумный компромисс между объемом и функциональностью. Загружается по девять типов аккордов на ноту: мажорное, минорное и задержанное (sus4) трезвучия, соответствующие им большие (maj7 и mmaj7), малые (7 и m7) и задержанные (7sus4) септаккорды, плюс уменьшенный (dim) септаккорд.

Ну а ECO предназначен для тех случаев, когда с памятью совсем глухо, а партия гитары примитивна с точки зрения гармонических изысков. В набор входят всего пять типов аккордов: мажорное, минорное и задержанное (sus4) трезвучия, а также большой (maj7) и малый (7) мажорные септаккорды. Зато по объему ECO равняется примерно трети от XXL и половине MID.

Чтобы изменения Chord Set вступили в силу для уже загруженного "исполнителя" (сменить набор аккордов в процессе работы), требуется его заново загрузить. Сначала в списке "исполнителей" выберите опцию Nothing Loaded , то есть сбросьте инструмент, после чего повторно загружайте сам стиль.

Новый аккорд sus2, появившийся в Virtual Guitarist Electric Edition с подачи музыканта, записавшего всех "исполнителей" этой версии инструмента, присутствует во всех наборах Chord Set — XXL, MID и ECO. В оригинальном Virtual Guitarist, я повторяю, его нет.

Возникает вполне обоснованный вопрос, — а как же Virtual Guitarist интерпретирует сложные аккорды, работая в "экономичных" режимах, и не придется ли, чего доброго, исправлять записанную партию? Не волнуйтесь, играйте, как привыкли — инструмент имеет специальный алгоритм, который автоматически подставляет наиболее соответствующий ситуации аккорд из имеющихся в наличии. Точно также он заменяет нонаккорды и более сложные созвучия септаккордами в режиме XXL.

При использовании в проекте нескольких виртуальных гитаристов можно для каждого загружать свой собственный набор аккордов. Для этого, открыв новое окно инструмента, перед загрузкой нужного "исполнителя" зайдите в настройки Setup и укажите набор Chord Set.

Оба "кастрированных" режима ECO и MID автоматически заменяют встретившиеся в партитуре сложные аккорды наиболее подходящими из своего набора. Если, например, при экономичной загрузке инструмента (ECO) взять малый минорный септаккорд (m7), то он будет интерпретирован как минорное трезвучие.

Если у вас возникает недопонимание, как Virtual Guitarist интерпретирует взятые аккорды, просто посмотрите на дисплей аккордов в правом верхнем углу инструмента. Расшифровка транскрипции детально (как в нотном, так и в буквенном виде) приведена в мануале либо можете воспользоваться моими картинками.

Ладно, пойдем дальше. Секция Vibrato Control позволяет задать управляющий контроллер для эффекта вибрато. Вообще-то многие "исполнители", особенно "электрогитаристы" в обеих версиях Virtual Guitarist, и сами используют вибрато — то есть, отдельные семплы (как правило, длинные аккорды) уже записаны с живым вибрато. Однако, если вам этого мало или требуется эффект там, где он отсутствует изначально, "вибрировать" ноты или аккорды можно и традиционным для синтезаторов путем — частотной модуляцией сигнала. Управлять эффектом вибрато можно тремя способами: колесом модуляции, послекасанием (aftertouch) или командами MIDI-контроллера СС77.

Под кнопками Vibrato Control находится настройка Fill Trigger — функции, которая включает альтернативный вариант паттерна. Честно говоря, мне не совсем понятно, зачем ею управлять MIDI-контроллерами, когда более чем достаточно клавиши из Remote Octave. Это же не слайдер уровня, где требуются все 127 ступенек контроллера. Тем не менее, можно назначить на Fill Trigger колесо модуляции, послекасание или MIDI-контроллер СС70. По умолчанию функции Vibrato и Fill Trigger "привязаны", соответственно, к послекасанию и колесу модуляции.

Функция Velocity Switch позволяет дополнительно разнообразить гитарную партию, заставляя Virtual Guitarist играть не в обычном режиме, а или синкопировано, то есть акцентируя слабые доли паттерна, или "вешая" на первую долю арпеджио и т. п. Соответствующей ручкой задается пороговое значение скорости нажатия клавиши, выше которого и будет проявляться эффект. Наиболее подходящие значения порога для живой игры находятся в диапазоне от 90 до 110, хотя, несомненно, это во многом зависит от вашей манеры исполнения и используемой MIDI-клавиатуры.

Существенно облегчить живую игру может правильная настройка регулятора Velocity Threshold. Эта функция представляет собой своеобразный гейт для поступающих значений скорости нажатия клавиши, игнорирующий те из них, что меньше заданного порога. В чем смысл данной фильтрации? Дело в том, что даже самый виртуозный исполнитель периодически "цепляет" соседние клавиши. При игре на обычном инструменте такие микроноты чаще всего незаметны, поскольку из-за малых значений динамики они тонут в общем контексте. А вот работе распознавателя аккордов Virtual Guitarist ляпы исполнителя могут здорово мешать. Правильная настройка Velocity Threshold помогает практически полностью решить эту проблему.

Помимо характерного интонирования, штрихов исполнения и т. п. настоящая гитара обладает рядом побочных звуков, которые, тем не менее, прочно ассоциируются с ее образом. Я имею в виду скрип струн при смене позиции (Fret Noise), заглушение, различные слайды, глиссандо и т. п. Кнопка Fret Noise позволяет включить или, наоборот, отключить добавление скрипа струн в общее звучание инструмента. Для пущей аутентичности Virtual Guitarist добавляет скрип не абы как, а лишь в тех случаях, когда он возникает на реальном инструменте, то есть при смене позиции на грифе гитары. Если же аккорды берутся в одной позиции, никакого скрипа добавлено не будет. Не забывайте, что вы имеете возможность в любой момент произвольно "испустить" Fret Noise, нажав соответствующую клавишу Remote Octave.

В варианте Virtual Guitarist Electric Edition появилась дополнительная кнопка Noise Filter. Она управляет функцией фильтрации шума, который при игре на электрогитаре часто возникает между нотами. В положении Noise Filter On звучание инструмента будет наиболее чистым, "отполированным", а в положении Off — более естественным, хотя и не без некоторой "грязи".

Нажав соответствующую кнопку Display Chords, можно выбрать тип написания альтерированных аккордов: с диезом или с бемолем. Однако Virtual Guitarist не рассматривает аккорды в основной тональности композиции (к примеру, Си бемоль и Ля диез для него абсолютно равнозначны в любой ситуации), так что обе опции носят чисто декоративный характер — какой знак приятнее видеть, такой и ставьте.

Регулятор Tuning позволяет скорректировать основной строй инструмента. Традиционно за точку отсчета принята нота Ля на пятом ладу, которая по умолчанию равна 440 Гц. Крутить ручку Tuning не очень удобно — частота изменяется то нормально, то скачками, а ввод значений с клавиатуры почему-то не предусмотрен.

Ну и последняя установка, Chord Change Quantize, позволяет жестко привязать смену аккорда к ритмической сетке проекта. При живом исполнении — крайне удобная функция, особенно для такого горе-пианиста, как я. Доступны три масштаба квантизирования: по длительности целой ноты, по половинной и по четвертной. Chord Change Quantize контролирует только момент смены аккордов, на все остальные параметры инструмента (акценты, синкопирование или длинные аккорды) никакого воздействия не оказывается. Кнопка Off позволяет отключить квантизирование. Вообще-то, если, как говорится, зрить в корень, квантизирование после отключения никуда не исчезнет. Просто оно будет мельче — шестнадцатыми. Воспроизведение каждого ритмического рисунка исполнителя (то есть набора последовательностей из составляющих его семплов) запрограммировано в специальном плейлисте. Этот список имеет разрешение в 1/16 ноту, редко где более мелкое. Само собой разумеется, и смена аккорда может происходить не чаще минимального шага плейлиста. Умные пользователи при возникновении потребности, например, сменить аккорд за 1/32 ноту до начала такта, просто сдвигают трек на соответствующую длительность. Также в отдельных случаях может помочь и режим дубля Х2 секции Tempo.

Эффекты 
Каждый уважающий себя гитарист имеет свой личный (и часто неповторимый) набор эффектов. Virtual Guitarist, чтобы не ударить в грязь лицом перед своими живыми собратьями, обзавелся целым чемоданом примочек. В этом чемодане есть вау-вау, дилей, ревербератор, тремоло, автофильтр, фейзер, фленджер и хорус. Внешний вид виртуальных примочек мне чем-то напомнил старые педали фирмы MXR — незатейливый прочный корпус, мощная кнопка включения/выключения, псевдорукописный шрифт в названии, характерные ручки и переключатели, и т. п. Чтобы переключить окно Virtual Guitarist для работы с эффектами, кликните мышью джек с надписью FX. Дизайн чемоданчика  стал предметом особой гордости разработчиков — настолько стильно там все сделано. Они так трепетно отнеслись к созданию внешнего облика эффектов, что не упустили, кажется, ничего — ни вызывающей ностальгию цветовой гаммы, ни оранжевой подсветки клавишных переключателей, ни саморезов крепления лицевых панелей, ни даже синхронно мигающих с генераторами низкой частоты светодиодов питания у эффектов модуляции. А такие красивые переливающиеся блики на "металлическом" основании педали вау-вау я не встречал еще ни в одном программном процессоре эффектов!

Также меня приятно удивила беспроблемная стыковка эффекта Wah-Wah с педальным контроллером моего гитарного процессора. Даже ничего настраивать специально не пришлось: воткнул MIDI-кабель, нажал ногой — и на экране педалька тоже пришла в движение. Уже потом из любопытства полез в настройки — оказалось, педалью "квакушки" управляет MIDI-контроллер 004. Вау-вау работает в двух режимах: ручном и автоматическом. Для самостоятельного управления эффектом лучше будет разжиться внешней педалью (или как я — приспособить гитарный процессор), так как "квакать" мышкой — не самый удобный способ работы, забирающий к тому же под себя мышь. Включается "вау" переключателем On/Off, в рабочем положении замигает зеленый светодиод справа. Ручка Q (добротность) регулирует остроту частотного "горба" педали, позволяя добиться либо относительно мягкого, либо пронзительного "кваканья". Автоматический режим эффекта может синхронизироваться с ритмикой аранжировки или настраиваться произвольно. Скорость автовау устанавливается ручкой Speed, которая, в зависимости от настроек синхронизации, отображает значения частоты "квакания" или в герцах, или в ритмических долях. Чтобы переключить "квакушку" в автоматический режим работы, достаточно вывернуть Speed из нулевого положения вправо. Привязка к ритмической сетке осуществляется переключателем Sync. Чтобы не выкручивать мышью нужное положение ручки Speed, достаточно кликнуть по окошку внизу — всплывет список, из которого можно выбрать требуемую ритмическую длительность. Между прочим, настроив автовау, можно изменить характер эффекта, сместив положение педали (она двигает нижнюю границу диапазона частот, в котором путешествует "горб").

Правее Wah-Wah в чемоданчике расположены остальные эффекты, обладающие меньшими габаритами. Верхний ряд начинается с педали задержки, которая является самой сложной по насыщенности органами управления примочкой. В центре корпуса, над кнопкой включения, расположен переключатель режимов дилея. Предлагаются два монофонических режима (MD — Mono Delay и MH — ленточный или Multi Head Delay) и два стереофонических (PP — Ping Pong Delay и TAP — многоотводный или Multi TAP Delay). Ручка Time регулирует время задержки, причем, в зависимости от положения клавиши Sync, задает его либо в миллисекундах, либо в ритмических долях проекта. Ручка Feedb (Feedback) определяет глубину обратной связи эффекта, то есть уровень сигнала, подаваемого с выхода линии задержки обратно на ее вход. Регулятор Char (Character) позволяет "подрезать верха" у задержанного сигнала и смягчить общее звучание эффекта. Ну и ручкой Mix выставляется выходной баланс исходного звука и выхода эффекта.

Педаль ревербератора предлагает три самых традиционных и любимых гитаристами алгоритма реверберации: Hall (зал), Plate (листовой ревербератор) и Spring (пружинный ревербератор). Каждый из типов реверберации имеет свое неповторимое звучание и, надо заметить, педалька передает их очень даже узнаваемо. Выбор алгоритма производится трехпозиционным переключателем Type, остальные регулировки представлены ручками Time (задает время реверберации) и Mix (обеспечивающей баланс между чистым звуком и сигналом с выхода эффекта). Для гитарной примочки вполне хватает.

Эффект тремоло позволяет добиться прерывистого звучания при помощи амплитудной модуляции поступающего на вход сигнала. Ручка Intensity регулирует глубину модуляции, а Speed — частоту. Нажав клавишу Sync, можно синхронизировать эффект с темпом аранжировки.

Нижний ряд примочек начинается с эффекта Autofilter (первая слева педаль). Действие эффекта напоминает автовау, но лучше всего для понимания принципа его работы вспомнить динамический резонансный фильтр аналогового синтезатора, когда частота среза модулируется поступающими значениями динамики. Autofilter представляет собой фильтр такого же типа — динамический резонансный пропускающий фильтр нижних частот, только управляющим элементом выступает входной сигнал. Ручка Thresh задает глубину модуляции фильтра, то есть выставляет порог амплитуды сигнала, по превышению которого начинается модуляция частоты среза. Варьируя параметр Thresh, можно настроить эффект таким образом, что фильтр начнет "приоткрываться", например, только при пиковых значениях входного сигнала. Ручка Freq устанавливает частоту среза Cutoff, определяя, насколько яркий характер будет иметь сигнал при полностью "открытом" (немодулированном) фильтре. Ну а переключатель Filter позволяет инвертировать воздействие на фильтр: в одном его положении при увеличении амплитуды входа фильтр открывается (то есть частота среза увеличивается), а в другом, наоборот, — закрывается (частота среза "едет" вниз). Поскольку эффект выполнен в компактном "напольном" варианте, возможность настройки остальных традиционных параметров такого фильтра (резонанс, LFO, генератор огибающей и т. п.) отсутствует.

Следующая примочка предлагает эффект фазовой модуляции сигнала (фейзер). Помимо кнопки включения, доступны всего две регулировки: Speed (частота модуляции) и Color (глубина воздействия). Клавишей Sync частота "вращения фазы" может быть привязана к темпу аранжировки.

Эффект фленджер имеет чисто "гитарный" дизайн с минимумом регулировок. Пользователю разрешается изменять лишь частоту (Speed) и глубину обратной связи (Feedback). Единственной интеллектуальной функцией примочки является возможность ее синхронизации с ритмической сеткой проекта.

Ну и последняя педалька в чемодане виртуального гитариста — хорус. Он работает в двух режимах: собственно хоруса и эффекта расстройки. Нужный режим выбирается двухпозиционным переключателем. Остальные настройки выполняются ручками Speed (частота) и Depth (глубина эффекта).

Поначалу вызывает удивление факт отсутствия в чемоданчике таких эффектов, как компрессор и дисторшн. Однако, поскольку семплы исполнителей записаны уже сформированным звуком, без них вполне можно обойтись. Sven Bornemark рассказывал, что при разработке у него возникала идея прописать все партии чистым звуком, а все остальное "рулить" процессором. Но после серии экспериментов от этого решили отказаться: во-первых, программный "перегруз" звучит гораздо хуже овердрайва настоящего лампового гитарного усилителя, во-вторых, так потеряются все нюансы дорогих инструментов и фирменной акустики (комбиков, микрофонов и т. п.).

Поскольку чемоданчик не настоящий, а виртуальный, все настройки эффектов можно сохранять и загружать. Кроме того, существует библиотека заводских пресетов. Выбор пресетов из текущего банка осуществляется в соответствующем окошке, расположенном в середине верхней части чемоданчика. Их можно переключать при помощи клавиш со стрелками слева от окошка, или можно открыть полный список, нажав треугольную кнопку справа, и выбрать там. Очень удобно то, что процессор эффектов способен обрабатывать не только "исполнителя" целиком, но и паттерны по отдельности. Кнопки Part и Player отвечают за выбор соответствующего режима. Таким образом, можно каждый паттерн "исполнителя" украсить эффектами независимо от остальных. Некоторые стили среди своих восьми вариаций изначально имеют один или даже несколько паттернов с персональными настройками эффектов.

Что можно сказать по поводу звучания "чемоданчика"? Конечно, сравнивать его с различными "серьезными" пакетами эффектов я бы не стал — хотя бы по функциональности и минимуму доступных параметров регулировки. Тем не менее, со своей работой он вполне успешно справляется и здорово разнообразит звучание Virtual Guitarist. Претензий к звучанию эффектов у меня никаких не возникло — они честно выполняют свою задачу.

В качестве самостоятельного модуля эффектов , VG Electric FX (так он правильно называется) может использоваться в любом доступном месте аудиосеквенсора: в разрывах линеек или групп, в посылах, мастер-секции и т. п. Ну, если насчет мастер-секции я немного загнул, то обработать гитарную дорожку, партию бас-гитары, выход оригинальной программы Virtual Guitarist или синтезатор какой — модулю вполне по силам. Пользователю разрешается сохранять/загружать собственные пресеты, а также управлять настройками при помощи системы автоматизации хост-секвенсора.

Выводы

Я думаю, можно смело назвать появление Virtual Guitarist революцией в деле моделирования гитары. Его потрясающая способность быстро создавать партии гитарного аккомпанемента, причем с таким качеством, которого можно добиться далеко не в каждой студии, автоматически делает инструмент востребованным в среде композиторов, аранжировщиков и звукоинженеров. Особая ценность "Гитариста" заключается в его ненавязчивости: чтобы получить вполне приличный результат, совсем необязательно самому "втыкаться" в тонкости гитарного звукообразования. Следует, однако, отметить — разработчики создавали инструмент совсем не для искоренения профессии живого музыканта. Он ориентирован на тех, кто сам на гитаре не играет или не имеет возможности записать ее по-человечески. Особенно полезен он будет композиторам и аранжировщикам — согласитесь, управлять виртуальным гитаристом намного проще, чем договариваться по десять раз на дню с настоящим. А живого музыканта можно пригласить на финальную запись — когда работа над аранжировкой уже закончена.

Естественно, возможности Virtual Guitarist во многом ограничены. Но беспомощным его назвать тоже нельзя. В большинстве случаев, живые ритм-гитаристы играют примерно таким же способом, как и их виртуальный собрат: один базовый рисунок на всю композицию, пара вариаций, иногда синкопы или остановки. Кроме того, используя различные приемы управления воспроизведением, а также "ручной" режим шестнадцатого MIDI-канала, можно создать и гораздо более сложные партии. Есть, конечно, такие музыканты, у которых ритм-партия порой сложнее и разнообразнее, чем иное соло. Но это уже совсем другая история, со своими же задачами Virtual Guitarist справляется на пять с плюсом.

Пока я собирал информацию для статьи, мне довелось услышать немало жалоб в адрес инструмента — мол, и стилей у него мало, и играет он однообразно, и гитары плохо прописаны, и мануал непонятный. Конечно, если зарядить один паттерн на целый альбом — да, играть он будет несколько однообразно. Однако зайдите на сайт Virtual Guitarist и послушайте композиции, сделанные пользователями инструмента, — вы просто поразитесь его возможностям. В умелых руках "Гитарист" буквально творит чудеса, и если подойти к инструменту с фантазией и знанием дела, вам надолго хватит двух-трех десятков его "исполнителей". Что же касается звучания гитар, могу сказать — мне оно очень понравилось. И далеко не в каждой студии есть столько разных инструментов, усилителей и хороших микрофонов.

Пользовательский мануал Virtual Guitarist мне показался вполне подробным и доступно написанным. Что же до ограниченного количества стилей... Вообще-то, они достаточно разнообразны. Хотелось бы лишь иметь в наборе "исполнителей" (особенно электрогитаристов) побольше разновидностей медленных гитарных "переборов". Технически это вполне возможно — стиль Arpeggio модуля Virtual Acoustic работает замечательно. Но не надо забывать, что все-таки Virtual Guitarist и Virtual Guitarist Electric Edition — это еще только первые ласточки, я уверен, в будущем нас ждут новые "исполнители", а возможно и новые методы моделирования.

 


Также вам может быть интересно:


Steinberg Virtual Bassist

Steinberg Virtual Bassist

Портативная ударная установка

Портативная ударная установка

Bornemark Broomstick Bass

Bornemark Broomstick Bass

4-канальный микшерный пульт

4-канальный микшерный пульт

EZDrummer 2

EZDrummer 2

Гибкая MIDI-клавиатура (61 клавиша)

Гибкая MIDI-клавиатура (61 клавиша)



Socialtools.ru
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Зарегистрироваться
Войти
Логин:
Пароль:

Вход

Войти
Логин:
Пароль:

Поделиться страничкой

YouTube

Чтобы не пропустить новые видео, подпишитесь на наш канал!

Заработать

Заработок с помощью страницы ВКонтакте

До 300 рублей в день

RuCaptcha - заработай на вводе каптч

До 100 рублей в день

Реклама